Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура в России учреждена Указом императора Петра 1 от 12 января 1722 года.
Из истории Иркутской области:
В 1764 году прокурором Иркутской провинции Сибирской губернии назначен секунд-майор Якутского пехотного полка Иванов.
Положение судебной реформы 1864 года распространились на Сибирь только в 1896 году. В связи с чем, в 1897 году была открыта Иркутская судебная палата и Иркутский окружной суд. В данных структурах вводились должности прокуроров. Декретом о суде № 1, принятым Советом Народных Комиссаров РСФСР 22 ноября 1917 года, упразднялись все правоохранительные органы, действовавшие ранее в Российской империи и при Временном правительстве, в том числе и прокуратура.
Вместе с тем, постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года в РСФСР было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. В этот же год, в августе, приступил к работе прокурор Иркутской губернии.
В мае 1926 года Иркутская губерния была расформирована и поделена на три округа. В июле 1930 года с центром в г.Иркутске образован Восточно-Сибирский край, который в декабре 1936 года разделен на Восточно-Сибирскую область и Бурят-Монгольскую АССР.
26 сентября 1937 года Восточно-Сибирская область разделена на Иркутскую область с центром в г.Иркутске и Читинскую с центром в г. Чите.
Из Бурят-Монгольской АССР выделен Усть-Ордынский Бурят Монгольский национальный округ с подчинением Иркутской области.
Годом раньше, в июле 1936 года, прокуроры союзных республик были выведены из системы народных комиссариатов юстиции и подчинены исключительно Прокурору ССР.
В «Положении о прокуратуре Союза ССР», утвержденном в декабре 1933 года, были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными. Положением определена система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.
Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Это функция возлагалась только на Прокурора Союза ССР (статья 113).
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на её основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить Положение о прокурорском надзоре в СССР.
В ноябре 1979 года принят Закон о Прокуратуре СССР с перечислением основных направлений деятельности прокуратуры.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры (статья 129).
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
-
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
-
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
-
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
-
надзор за исполнением законов судебными приставами;
-
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
-
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
-
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Эффективность, действенность прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является главной задачей органов прокуратуры.
Материал подготовила: старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Дубанова О.В.