В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступают обращения граждан на нарушение их прав со стороны продавцов, которые предлагая новые и подержанные машины, заманивают покупателей несуществующей низкой ценой и выгодными кредитами, а потом без демонстрации нужной модели навязывают дополнительные услуги.
Приобретение транспортного средства всегда связано с определенными рисками, так как автомобили являются технически сложными товарами. Причем уязвимой стороной является именно клиент. Поэтому необходимо соблюдать ряд рекомендаций, направленных на уменьшение вероятности быть обманутым.
Обратите внимание, что по закону «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставлять своевременно, еще на стадии до заключения соответствующих договоров, и в момент совершения сделки, полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в том числе сообщать достоверные сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров(работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
В первую очередь, когда видите цену на сайте продавца ниже рыночной, стоит насторожиться, так как продавец это коммерческая организация, главная цель которой – извлечение прибыли. Не нужно испытывать лишнюю эйфорию, а с трезвым умом подходить к покупке, изучите информацию о ценах и характеристиках интересующей вас марки автомобиля в других автосалонах.
Если одним из главных условий при покупке машины по указанной цене является оформление кредита, и внесения авансового платежа до осмотра автомобиля, при утверждении продавца, что он есть в наличии, такие условия должны вызвать у вас опасения.
Многие продавцы клиентам предлагают «тот самый» автомобиль, которого завтра якобы уже не будет, а цена при этом окажется уже значительно выше, при этом затягивают время перед осмотром машины, ссылаясь на согласование заявок в банках, проверку документов и т.п., поэтому не нужно расслабляться и терять бдительность.
Перед тем, как приступить к оформлению договора купли-продажи, рекомендуем осмотреть выбранный автомобиль на наличие дефектов – царапин, вмятин и др., обязательно проверьте, работает ли освещение, дополнительное оборудование.
Если вы успели внести в кассу продавца предоплату (аванс), знайте, вы вправе потребовать ее возврата, если передумали покупать автомобиль, или например Банк не одобрил вам кредит на нужную сумму, поскольку в соответствии с положениями ст. ст. 380-381 ГК РФ независимо от причин неисполнения вами обязательств, продавец (исполнитель) обязан ее вернуть.
При оформлении договора купли–продажи, кредитного договора, недобросовестный продавец (исполнитель) может включить в договоры дополнительные услуг или представить на подпись документы об уже выполненных работах (дополнительного оборудования, сервисные работы, различные сертификаты и т.п.), поэтому не спеша, вдумчиво и внимательно изучите договоры до их подписания, при этом не пропускайте ни одного пункта; читайте все, что написано мелким шрифтом; не ставьте подпись, если какие-то пункты документа не устраивают или не соответствуют тому, что говорил менеджер.
Имейте ввиду, что в договоре купли–продажи обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модели, если приобретаете бывший в употреблении автомобиль, то устранялись ли в нем какие – либо недостатки.
Обратите внимание, перед оформлением индивидуальных условий кредитного договора всегда заполняется заявление на получение кредита, по форме установленной банком, в котором банк обязан указать дополнительные платные услуги (при их наличии), в том числе страхования, если потребитель согласился на их оказание, их содержание и стоимость, поэтому очень важно ознакомиться с его условиями, а не подписывать это заявление не читая.
Информируем, что потребитель вправе отказаться от нежелательных дополнительных услуг в любой момент, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, для этого необходимо вручить (направить) исполнителю соответствующее заявление.
В случае, если вы столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, или продавец (исполнитель) отказался от возврата денег за оплату ненужных товаров (работ, услуг) в т.ч. дополнительных, рекомендуем обращаться к продавцу товара или исполнителю с соответствующей претензией.
Если вы стали жертвой мошенничества следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением.
Отметим, что Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не вправе обязать продавца исполнить требования потребителя и вернуть уплаченные денежные средства, в связи с тем, что разрешение имущественных споров осуществляется судом.
Поэтому, при отказе удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке, а также чтобы взыскать с продавца (исполнителя) компенсацию морального вреда или возместить ущерб, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Организация, виновная в нарушении прав потребителей, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг.
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области до принятия решения судом первой инстанции может вступить в дело по инициативе суда или лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в рамках своей компетенции в целях защиты прав потребителей.
С учетом вступившего в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», проведение контрольных (надзорных) мероприятий в настоящее время приостановлено.
Вы можете обратиться за консультацией в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области с соответствующим заявлением по адресу: г. Иркутск, ул.Карла Маркса, д.8. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих покупку или договор на оказание услуг и их оплату, а также копию претензии в адрес продавца, исполнителя услуги и ответ на претензию. Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону «горячей линии» Управления: 8(3952) 259-830.
Чтобы не попасть в сложную правовую и финансовую ситуацию соблюдайте ряд правил:
-
Рассчитывайте свои финансовые возможности.
-
Если вы берете кредит, даже если он оформляется в автосалоне, это означает, что у вас возникают обязательства перед другой организацией – банком по оплате кредита, и эти обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от обязательства в данном случае не допускается.
-
Изучите условия покупки и кредитов в нескольких организациях. Обратите внимание не только на процентную ставку, но и на другие параметры: срок кредитования, штрафы и пени за просрочку, необходимость страховки и ее стоимость.
-
Попросите типовые формы договоров, чтобы с ними ознакомиться заранее.
-
Внимательно прочитайте все договоры, представленные вам на подписание.
-
Не подписывайте договоры, если не понимаете их условий.
-
Пересмотрите документы, забирая машину из салона.
-
Не забудьте закрыть кредит и взять об этом справку.