Маркировка товара

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки должна  охватить все отрасли промышленности.  Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.

Что  такое маркировка?   Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре.  Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.  Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) – маркировку  будет осуществлять Гознак.

Где находится маркировка товара?  На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.

Зачем нужна маркировка товара? С помощью маркировки (КиЗ)  можно идентифицировать товар, его подлинность,  отследить его путь от производителя  до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры. 

Кто может маркировать товар?Маркирует  товар только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК». 

Что  такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя.  Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. Главные  задачи системы Честный знак – это борьба с контрафактом и контроль за качеством. 

Кто участвует в процессе маркировки?  Распределение ролей в рамках процесса следующее: 

  • производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
  • поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
  • торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Какие товары должны быть обязательно маркированы? 

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. 

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

  • Алкоголь - с 1 января 2016, регистрируется в Единой  государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) ;

В системе «Честный  знак»:

  • Шубы и изделия из меха -  с 12 августа 2016;
  • Табачные изделия - с 1 июля 2019;
  • Обувь - с 1 июля 2020 года;
  • Товары лёгкой промышленности    - с 1 января  2021 года;
  • Духи и туалетная вода – с 1 октября 2020;
  • Шины и покрышки - с 1 ноября 2020;
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки -  с 1 октября 2020;
  • Упакованная питьевая вода - с 1 декабря 2021;
  • Молочная продукция– с 1 июня 2021;
  • Пиво и слабоалкогольные напитки – с 1 октября 2023;
  • Безалкогольные напитки – с 1 декабря 2023;
  • БАДы, антисептики - с 1 сентября 2023.
  • Лекарственные препараты – с 1 июля 2019; 
  • Медицинские изделия – с 1 сентября 2023;
  • Кресла-коляски – с 1 сентября 2023;

Какие виды маркировок применяются? 

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются  RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix. 

Что должна содержать маркировка товара?

  • Наименование товара
  • Предназначение
  • Информацию о производителе
  • Страну производства
  • Контактную информацию
  • Объем
  • Срок годности
  • Информацию об особых условиях хранения
  • Рекомендации по использованию
  • Меры предосторожности
  • Данные о партии
  • Состав.

Какая ответственность за нарушение  обязательных требований по маркировке? 

За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. 

Штраф для граждан составляет от 2 тысяч до 4  тысяч рублей, на должностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц – от 50  до 300 тысяч руб., а так же с конфискация непромаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. 

Благодаря введению обязательной маркировки  товара,   у потребителя  появилась возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав. 

 

Информация подготовлена специалистами

консультационного центра по защите прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской 

области» с использованием материалов

СПС Консультантплюс

НАШИ КОНТАКТЫ:

г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113

тел.: 8 (395-2) 22-23-88,

г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404

тел.: 8 (395-2) 63-66-22,

е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru

Официальный сайт администрации
города Зимы
12+