04 июня 2018 г. был принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Данный закон предусматривает создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций (далее – финансовый уполномоченный).
Необходимость создания такого института была обусловлена наличием положительной практики в ряде европейских стран, так впервые процедура внесудебного разрешения споров с участием финансового омбудсмена была введена в Германии в июле 1992 г. Союзом немецких банков. Опыт нескольких европейских стран, в частности, Великобритании, Ирландии и Германии показывает, что вопросы по небольшим суммам споров вполне могут быть решены в рамках института финансового омбудсмена (уполномоченного). Это снижает нагрузку на финансовые организации, экономит издержки и время потребителя, надзорного органа, что является актуальным в нашей стране, и позволяет снизить нагрузку на суды общей юрисдикции.
Финансовый уполномоченный в РФ, в досудебном порядке рассматривает обращения потребителей о взыскании с финансовых организаций денежных сумм в размере не более 500 000 рублей, а также, если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, но если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении права, прошло не более трех лет.
Порядок направления заявления.
Рассмотрим, какие именно действия должен предпринять потребитель перед обращением к финансовому омбудсмену.
До направления обращения финансовому уполномоченному, потребителю необходимо обратится с письменной претензией к финансовой организации, которая обязана предоставить ответ потребителю в течение 30 дней с момента обращения.
После получения ответа от финансовой организации, не устраивающего потребителя, он вправе направить обращение финансовому омбудсмену.
Как направить обращение финансовому уполномоченному?
При направлении обращения законным представителем потребителя финансовых услуг к обращению прилагаются документы, подтверждающие полномочия законного представителя.
Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно.
Требования к оформлению обращения.
Обращение направляется в письменной или электронной форме и включает в себя:
- фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;
- почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты – при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, – адрес электронной почты
- наименование, место нахождения и адрес финансовой организации
- сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии)
- сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
- дату направления обращения.
Обращение в электронной форме может быть направлено через,личный кабинет потребителя финансовых услуг, который размещен на официальном сайте финансового уполномоченного в сети "Интернет", либо через единый портал государственных и муниципальных услуг и МФЦ
К обращению прилагаются копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора.
Обращение на бумажном носителе подписывается потребителем финансовых услуг собственноручной подписью.
Принятие обращений потребителя.
Обращения принимаются и обрабатываются службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения, после чего потребитель получает сообщение о принятии обращения к рассмотрению в письменной или электронной форме, либо об отказе в принятии обращения к р
ассмотрению. Если обращение не соответствует требованиям или направлено с нарушением порядка направления обращений, служба финансового уполномоченного обязана разъяснить заявителю порядок направления обращения.
Также стоит учесть, что ряд вопросов не подлежит рассмотрению финансовым омбудсменом, а именно такие обращения, которые не соответствуют установленной форме, или потребитель не обращался с претензией к финансовой организации, либо если в суде имеется либо рассмотрено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, либо находящиеся в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации, если обращение подано в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность, а также обращения связанным с банкротством юридических и физических лиц, обращения направленные повторно по тому же предмету и по тем же основаниям, что и обращение, ранее принятое финансовым уполномоченным к рассмотрению.
Также не стоит забывать, что вопросы, связанные с трудовыми, семейными, административными, налоговыми правоотношениями не подлежат рассмотрению финансовым уполномоченным.
Рассмотрение обращений.
Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.
О дате, времени и месте очного рассмотрения обращения стороны должны быть уведомлены не позднее чем за пять рабочих дней до дня рассмотрения обращения любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления. Неявка на рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:
- в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, – в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;
- в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, – в случае направления обращения законным представителем.
Решение финансового уполномоченного.
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется потребителю финансовых услуг в форме электронного документа, или по ходатайству потребителя финансовых услуг вручается ему на бумажном носителе.
В случае, если решение финансового уполномоченного содержит выводы об обоснованности отказа финансовой организации в удовлетворении требований потребителя финансовых услуг, финансовый уполномоченный также направляет потребителю финансовых услуг разъяснение указанного решения и прав потребителя финансовых услуг.
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным, и подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.
В завершении хочется обратить внимание потребителей на то, что знание своих прав, гарантия положительного решения спора. Если вы прочитали данную статью, то Вы уже знаете, что перед обращением к финансовому уполномоченному необходимо обязательно обратится на прямую в финансовую организацию, после чего можете смело писать обращение финансовому омбудсмену, и ожидать решение по заявленному спору в течение 15 рабочих дней, с момента его принятия.