Дистанционные покупки. Вопрос-ответ
Имею ли право отказаться от товара, заказанного в интернет-магазине?
В соответствии со статьей 26.1 Закона «О защите прав потребителей», а также п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства №612 от 27.09.2007 г. потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Как правильно принять товар, заказанный по Интернету?
Вместе с товаром вам обязательно должны предоставить: инструкцию о правилах эксплуатации и безопасного использования товара на русском языке; гарантийный талон (либо сервисную книжку с талонами) с печатью фирмы-продавца; кассовый чек (как вариант, это может быть товарный чек с печатью продавца); квитанцию об оплате доставки (если она платная). Также закон предусматривает, что в случае продажи товара дистанционным способом покупателю должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара.
Помните! Вышеуказанные правила не действуют, если товар заказывается на сайтах зарубежных интернет-магазинов.
Обязательно вскрывайте упаковку и внимательно осматривайте привезенный товар. Вписывайте в акт приема-передачи даже малейшие внешние повреждения – вмятины, царапины и т.п.
По возможности, перед тем как отдавать деньги курьеру, доставившему вам заказ, постарайтесь проверить товар в действии.
Заказывали товар через интернет – магазин. Товар оказался некачественным, поэтому отправили его обратно продавцу почтой. Товар был получен, а деньги не возвращают. На электронные письма не отвечают, по телефону конкретных ответов не дают или просто отключаются. Что делать?
Согласно п. 33 Правил продажи товаров дистанционным способом, при возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:
- полное фирменное наименование (наименование) продавца;
- фамилия, имя, отчество покупателя;
- наименование товара;
- даты заключения договора и передачи товара;
- сумма, подлежащая возврату;
- подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).
Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором. Однако, на практике, без соответствующего документа доказать факт покупки и возврата товара достаточно сложно.
Вне зависимости от его местонахождения продавца Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд по месту своего жительства (согласно п. 2 статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей») уточнив при этом фирменного наименования организации (продавца) и место его нахождения (юридический адрес организации).
Заказал обувь через интернет. Оплатил заказ. Товар получил через неделю по почте. Но не подошел размер, хочу вернуть обувь обратно. Продавец в возврате не отказывает, но оплатить пересылку должен я. Правомерно ли это?
Да, магазин прав. Согласно ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Заказывал в интернет-магазине мобильный телефон, оплатил покупку картой. Прошел уже месяц, нет ни телефона, ни денег. Каков порядок действий?
В ситуации с заказом товара через интернет Вам необходимо уточнить точные сроки доставки товара, они должны быть оговорены в заказе. Если сроки истекли или Вы по какой-либо хотите отказаться от товара Вам необходимо уточнить юридический адрес интернет-магазина и направить письменную претензию в адрес продавца с требованием о возврате денежных средств. В случае неудовлетворения Ваших требований в добровольной порядке необходимо обратиться с исковым заявлением в суд с приложением всех документов, подтверждающих заказ и покупку товара.
Способы оплаты интернет покупок: плюсы и минусы
На просторах Сети множество онлайн-магазинов, продающих самые разные товары. Многие пользователи Сети уже успели оценить преимущества интернет шопинга. Но сегодня мы поговорим не об этом, речь пойдет о способах оплаты покупок, осуществляемых посредством Интернета.
Прежде, чем делать заказ понравившихся товаров, следует внимательно изучить страничку о способах оплаты и выбрать приемлемый для вас.
Банковская карта
Огромное количество магазинов принимают оплату с помощью банковских карт. Сначала необходимо подобрать подходящий онлайн магазин, оформить заказ через корзину. Необходимо заполнить предлагаемую форму и подтвердить платеж. После этого на электронный адрес потребителя приходит квитанция об оплате. Письмо это необходимо сохранить, оно может потребоваться в будущем. Стоит отметить, что банковским картами может осуществляться предоплата, то есть сначала магазин получает оплату, после поступления которой, приступает к обработке заказа. В случае полного или частичного отказа от покупки магазин возвращает на карту покупателя неиспользованную сумму. В некоторых магазинах возможен расчет банковской карты при получении товара. Такую оплату может принять курьер, работники пунктов выдачи товаров, можно расплатиться картой и при получении покупки в специальных терминалах выдачи товара. Такое способ оплаты является безопасным, но стоит иметь ввиду, что оплату необходимо производить только на сайтах с значком безопасной оплаты, в виде зеленого замочка чаще всего расположенного в адресной строке интернет магазина, и ни когда не переводите денежные средства на карту физическому лицу, поскольку в случае доставки Вам товара ненадлежащего качества, либо вовсе не доставки Вам товара, доказать факт оплаты будет проблематично, а установить лицо которому были переведены денежные средства проблематично, банк в свою очередь не вернет Вам деньги, поскольку данная операция подтверждается одноразовым паролем, введя который Вы даете согласие на осуществления данной операции.
Электронные деньги
Менее распространенный способ оплаты, но все же достаточно много современных магазинов работает с системами электронных платежей. В нашей стране наиболее распространены системы Webmoney, Яндекс-Деньги, PayPal впрочем, некоторые магазины принимают и другие. Для осуществления расчетов посредством электронных денег необходимо зарегистрироваться в выбранной системе, получить номер кошелька и пополнить счет. Сделать это можно с помощью банковской карты или в ближайшем терминале. Во время оформления заказа следует выбрать данный способ расчета с магазином, после чего система отправит на страницу оплаты. Магазины зачастую поощряют пользователей, покупающих товар с помощью электронных денег, им могут предоставляться дополнительные скидки и бесплатная доставка. Этот способ расчета с магазинами является предварительным, не по факту получения товара. Однако оплата электронными деньгами является более безопасной по сравнению с оплатой банковской картой, поскольку вы не вводите данные карты при каждой оплате, а вносите их только при регистрации электронного кошелька, далее каждая оплата задействует только адрес Вашей электронной почты.
Оплата наличными
Пожалуй, наиболее приемлемый способ оплаты для большинства пользователей. Наличными можно рассчитаться с курьером, доставившим товар на дом или в офис, оплатить покупку в кассе пункта самовывоза или на складе. Здесь все понятно: потребитель получает товар и оплачивает его – почти как в обычном магазине. Товар можно осмотреть, потрогать и порой даже примерить, если не подходит – зачастую предусмотрен отказ, что является наиболее приемлемым способом приобретения товара для большинства покупателей. Так Вы точно будете знать, какой товар вы оплачиваете, и в случае разницы между картинкой, и реальным товаров, сможете определить для себя, подходит Вам товар или нет.
Наложенный платеж
Этот способ – просто находка для покупателей, проживающих вне зоны курьерской доставки, в населенных пунктах, не имеющих пунктов самовывоза и терминалов. Доставку товара осуществляется работниками почты, расчет с магазином происходит в момент получения покупки в почтовом отделении с помощью наложенного платежа. Стоит отметить, что почта удерживает некий процент от суммы платежа, как правило, от 4-х до 8% в зависимости от удаленности покупателя от продавца.
Впрочем, несмотря на переплату, огромное количество пользователей выбирает именно этот способ, как наиболее приемлемый по ряду причин. Однако хочется отметить, что данный способ зачастую используется мошенниками или недобросовестными продавцами, поскольку ознакомится с товаром, до момента его оплаты нет возможности, а после оплаты и вскрытия посылки, может быть обнаружен абсолютно другой товар, вместо того что был заказан.
Терминалы оплаты
Сегодня существует масса возможностей перевода денег посредством терминалов – QIWI и другие, и магазины не могли обойти часть населения, активно использующую терминалы для осуществления различных платежей. Оплата осуществляется мгновенно или с незначительной задержкой. Как правило, этот способ подразумевает предварительную оплату товаров. Выбирать такой способ оплаты стоит с осторожностью, поскольку в случае возврата товара, зачастую возникают проблемы с возвратом денежных средств, поскольку комиссию за перевод ни кто не возвращает.
Мы познакомили вас лишь с самыми распространенными способами оплаты покупок в онлайн магазинах. Существуют и другие, например, почтовый перевод или мобильный платеж, вам лишь остается выбрать самый удобный для себя.
Обман потребителей в сфере дистанционной торговли
В консультационный центр периодически поступают обращения граждан, связанные с нарушением прав потребителей при приобретении товаров и заказе услуг через интернет. Большинство обращений касаются обмана потребителей при покупке товаров дистанционным способом.
Собираясь приобрести тот или иной товар в интернет-магазине особое внимание необходимо уделить информации о продавце и об условиях покупки.
Зачастую, обман потребителей происходит после оформления заказа и внесения предоплаты, так как телефон интернет-магазина перестает отвечать. Все возможные попытки узнать судьбу заказа остаются безуспешны.
В некоторых случаях, обман при покупке товаров дистанционным способом происходит при получении заказанных товаров наложенным платежом, так как согласно правилам работы с почтовыми отправлениями, потребитель получает на руки запакованную посылку только после оплаты. Вскрывать посылку можно только после ее передачи в руки потребителя.
Кроме того, обман потребителей, нередко связан, с доставкой бракованного товара или товара с механическими повреждениями; не соответствием товаров описанию; приобретением товара на неофициальном сайте (сайте-призраке).
Нередко потребителей вводят в заблуждение размещая на сайте интернет-магазина продукцию по цене иной, чем предложено при покупке.
Бывают случаи, когда продавец в ультимативной форме требует выкупить товар, однако, такое требование не основано на законе. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней. Для этого потребителю необходимо обратиться в адрес продавца с письменной претензией с указанием своего отказа от исполнения договора купли-продажи, сделав ссылку на ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указывать причину возврата нет необходимости.
Единственное, что вправе требовать продавец, это внесения платы за доставку товара и только в случае если информация о том, что доставка платная (а также стоимость доставки) была предоставлена потребителю, например, на сайте продавца.
Помните, приобретая товары через социальные сети, в большинстве своем Вы заключаете сделку с физическим лицом, что в разы сокращает Вашу возможность на возврат денежных средств в случае приобретения некачественного товара, а также обмана со стороны продавца (мошенничества).
В большинстве случаев, обман потребителей происходит когда при покупке товара через интернет отсутствует информация о продавце (например, кроме названия интернет-магазина о продавце на сайте больше ничего не сказано), соответственно, потребитель, не имеет возможности обратиться к продавцу с претензией. Помните, если на интернет сайте нет информации о том, кто продает товар – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, нет контактной информации, юридического (почтового) адреса продавца, необходимо отказаться от покупки на таком сайте. Стоит также ознакомиться с отзывами покупателей, узнать насколько хорошо продавец зарекомендовал себя, прежде чем внести предоплату.