Одним из критериев повышения уровня жизни населения является усовершенствование дорожной инфраструктуры страны. Для использования и сохранности автомобильных дорог устанавливаются придорожные полосы. Придорожная полоса отвода не требуется, если дорога прокладывается в населенном пункте.
Придорожная полоса представляет собой участки земли, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения безопасности дорожного движения и защищенности населения, а также обеспечения безопасной эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений с учетом перспективы их размещения. Придорожные полосы автомобильных дорог относятся к зонам с особыми условиями использования территории
Кадастровой палатой по Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 26 границах придорожных полос автомобильных дорог. По земельным участкам, расположенным в границах данных придорожных полос, в реестре недвижимости содержатся сведения об особом режиме их использования.
Размещение в пределах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей и иных объектов разрешается при наличии согласия в письменной форме уполномоченного органа, осуществляющего функции в сфере дорожного хозяйства. В этом документе должна содержаться информация о технических требованиях и условиях, которые обязательны для выполнения.
Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются. Граждане земельных участков, расположенным в пределах придорожной полосы, обладают правами предусмотренными законодательством. Однако это не должно противоречить особому режиму использования таких земельных участков и налагает на собственника определенные обязательства. Владелец должен следить за состоянием подобного участка, допускать всевозможные инспекции и проверки, спрашивать согласия уполномоченного органа на возведение любых объектов в пределах придорожной полосы.
Придорожная полоса служит, в первую очередь, самим участникам дорожного движения и ни в коем случае не должна рассматриваться в качестве отрицательного явления. Благодаря ее существованию улучшаются условия по содержанию, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог, развивается дорожная инфраструктура.
Е. Е. Андреева, ведущий инженер отдела инфраструктуры пространственных данных
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области