C 1 января 2022 года для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов действительны только квалифицированные электронные подписи (КЭП), выданные Удостоверяющим центром ФНС России (Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»). Электронные подписи, ранее выданные данным категориям налогоплательщиков коммерческими удостоверяющими центрами, аннулируются.
Для своевременной сдачи налоговой отчетности в январе следующего года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо заранее побеспокоиться о бесплатном получении квалифицированных сертификатов электронной подписи. В любом случае после 01.01.2022 их нужно будет заменить на подписи, полученные в налоговой службе; документы, заверенные ими, равнозначны документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, и могут применяться в любых правоотношениях, осуществляемых в электронном виде.
Для обеспечения «бесшовного» перехода к оказанию государственной услуги на безвозмездной основе налоговая служба после 1 июля 2021 года приступит к выдаче квалифицированных сертификатов электронной подписи. В Иркутской области будут действовать 9 точек выдачи квалифицированной электронной подписи в налоговых инспекциях городов: Иркутск (МИ ФНС России №17 по Иркутской области), Ангарск, Братск (в двух инспекциях), Саянск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут и Усолье-Сибирское. Справки по тел.: 8-800-222-22-22.
Получить КЭП может только лично руководитель организации или индивидуальный предприниматель, представив паспорт и СНИЛС (рекомендуется приложить выписку из ЕГРН). Заявление на выдачу подписи сотрудники налогового органа подготовят самостоятельно, но его можно подать и через Личный кабинет налогоплательщика. Обычно процедура занимает около 15 минут (в отдельных случаях может быть продлена до 10 дней). Срок действия сертификата – 15 месяцев, после чего осуществляется его новая бесплатная запись. Поэтому тем, у кого срок действия электронной подписи заканчивается в 2021 году, удобно и выгодно получить ее сразу в налоговой службе.
Квалифицированная электронная подпись и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи записывают на предоставляемый заявителем USB-носитель ключевой информации (токен), сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Удостоверяющий центр ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А (Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и др.). То есть, покупая токен, необходимо убедиться в наличии у него сертификата соответствия. В противном случае Удостоверяющий центр ФНС России не сможет произвести запись КЭП. Приобрести такие носители можно в специализированных интернет-магазинах, в нашем регионе – в точках реализации, например, компаний Контур, Тензор, ЕВРААС и др. (подробную информацию можно узнать в инспекции). Уже имеющиеся носители используют при условии их соответствия требованиям.
Кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и индивидуальные предприниматели квалифицированную электронную подпись будут получить в Удостоверяющем центр Центрального банка Российской Федерации, а должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления, – в Удостоверяющем центре Федерального казначейства.
Обращаем внимание, что в настоящее время из ранее выдававших сертификаты КЭП коммерческих удостоверяющих центров действуют только прошедшие до 1 июля 2021 года процедуру переаккредитации. Впоследствии с 01.01.2022 данные центры будут выдавать лишь квалифицированные сертификаты электронной подписи физическим лицам, а также лицам, планирующим действовать от имени юридического лица по доверенности.
Не откладывайте процедуру получения новой бесплатной подписи. Записаться на данную услугу можно через онлайн-сервис «Запись на прием в инспекцию» на сайте www.nalog.gov.ru.